вторник, 3 марта 2015 г.

Путеводитель по Неаполю


Продолжаю собирать заметки, которые я делала для будущих путешествий и выкладываю их уже проверенные, после путешествий.
Все, что здесь собрано - это из разных источников, переведенное на с английского и собранное на разных форумах. Спасибо всем источникам, которые уже достаточно сложно отследить.
Итак, сегодня у нас Неаполь.


Маршрут

Из отеля по Corso Umberto I - транспортная магистраль, загруженная машинами, автобусами, с расположенными вдоль магазины, ее длина составляет 1,3 км.

Направо отходит улица Via Cesare Sersale. В доме 1 по этой улице расположена античная пиццерия Pizzeria da Michele (да Микеле),
по corso Umberto I до пересечения с via Duomo и свернем направо (500 метров). Дорога приведет нас к Кафедральному собору (via Duomo, 149).
Выйдя из собора, свернем налево. Совсем рядом, на пересечении via Duomo и via dei Tribunali расположена одна из самых больших церквей Неаполя - церковь Джироламини (Chiesa dei Girolamini).
Выйдя из церкви, свернем направо на via Tribunali. Здесь хочется упомянуть еще об одной исторической пиццерии Неаполя – pizzeria di Matteo (94, Via Dei Tribunali).
Совсем рядом - небольшая площадь Гаетано (piazza Gaetano), на которой находится базилика Сан Паоло Маджоре (Basilica San Paolo Maggiore).
С левой стороны от базилики на площади Гаетано за неприметной оградой находится вход в «Подземный Неаполь».
От площади San Gaetano отходит via San Gregorio Armeno. На улице находится церквь Сан Грегорио-Армено (San Gregorio Armeno).
Прогулявшись по via San Gregorio Armeno, свернем в один из узких переулочков vico San Nicola a Nilo и выйдем на Via San Biagio Dei Librai.
По vico Fico Al Purgatorio вернемся на via Tribunali. Здесь в доме 39 церковь Санта Мария-делле-Аниме-делль-Пургаторио-ад-Арко (Santa Maria delle Anime del Purgatorio ad Arco).
Пройдем по via Tribunali и свернем на via Nilo, а дальше – на via Francesco De Sanctis.Здесь находится Капелла Сансеверо (Cappella Sansevero)
На piazza S. Domenico Maggiore находится одна из самых интересных базилик Неаполя - церковь Сан Доменико Маджоре.
Свернем на via Benedetto Croce, которая составляет часть младшего декумано (напомним, что via Tribunali – это большая декумано). На просторной площади piazza del Gesu’ Nuovo находится сразу несколько церквей.
Церковь Санта Кьяра. Если пройти через двор налево от церкви, то можно попасть в монастырь и осмотреть великолепный дворик, выложенную из майоликовых плит.
Затем спускаемся по via Calata Trinita Maggiore до площади Монтеоливето (piazza Monteoliveto), где в центре возвышается бронзовый Карл II Испанский. Дальше по via Monteoliveto и via Medina, до piazza del Municipio.
Дальше via San Carlo приводит к театру Сан Карло.
Площадь Триеста и Тренто (Piazza Triesta e Trento) с фонтаном в центре – ключевая площадь Неаполя - историческое и самое известное историческое кафе Неаполя «Гамбринус» и заглянуть в галерею Умберто I.
Теперь можно идти и на площадь Плебишито (piazza Plebiscito).
Недалеко отсюда находится легендарная пиццерия Brandi, где впервые сделали пиццу «Маргариту». (Salita S. Anna di Palazzo, 1/2)
Пройдем вдоль набережной. Совсем рядом расположен замок в форме яйца Кастель-дель-Ово (Castel dell Ovo).
Пройдем вдоль красивой набережной, до Piazza della Vittoria. Отсюда начинается квартал Кьяйя (Chiaia).
От Piazza della Vittoria начинается городской сад, бывший Королевский сад
Отсюда фуникулер ведет на холм Вомеро,
Отсюда из замка св. Эльмы (Castel Sant Elmo) открывается панорама Неаполя
Общая информация
Исторический центр Неаполя буквально напичкан историческими достопримечательностями: одних только церквей в городе 448Под городом тянутся многие километры подземных галерей, тоннелей и катакомб, вырытых бесчисленными поколениями местных жителей. Часть из них использовалась в качестве цистерн, другие — как усыпальницы, в третьих можно найти подземные церкви, четвертые же запросто могут оказаться древними храмами.На берегу Неаполитанского залива, у подножия дремлющего вулкана Везувий расположился шумный и пестрый Неаполь, самый главный город юга Италии, третий по величине город страны, столица региона Кампания. Неаполь был основан греками в IX веке до н.э. В то время он носил имя Partenope в честь Сирены – одной из знаменитых русалок, которые своим пением усыпляли моряков, чье тело было найдено на побережье рядом с городом. Это название модифицировалось в Palaepolis – старый город, а когда в V веке до н.э. заложили рядом новый город, назвали его просто – новый город - Neapoli. В 90-89 гг. до н.э. город завоевали римляне. Однако в Неаполе продолжали говорить по-гречески вплоть до II века. В Неаполе жили многие римские императоры и патриции. Август выбрал Неаполь для проведения Изолимпийских игр, по аналогии с Олимпийскими играми. В 476 году последний римский император Ромоло Август возвел Замок Ово (Замок Яйца). В 536 году Неапольбыл завоеван Византией в ходе готических войн. В 763 году Неаполь был автономным герцогством в составе Византии. В 1137 году город был завоеван норманнами под предводительством Рожера II. Неаполь вошел в состав Сицилийского королевства со столицей в Палермо. В 1266 году Карл I Анжуйский завоевал почти всё Мецоджорно, кроме Сицилии. (Мецоджорно - южная часть Италии, включающая в себя Абруцци, Молизе, Кампанию, Апулию, Базиликату, Калабрию и Сицилию). Неаполь становится столицей королевства и культурным центром, способным привлечь живописцев и просвещенных людей, таких как Джотто или Боккачча. В начале XIV века основной политической фигурой был Роберт Анжуйский. Роберта почитали во всех частях Италии. Во времена его правления королевство переживало период экономического роста и процветания. Смерть Роберта в 1343 году втянула страну в состояние анархии. К власти пришла жестокая и извращенная Джованна I, она избавилась от трех своих мужей, а затем была арестована Карлом, будущим королем Карлом III. Затем правил любящий приключения король Владислав, сын Карла III. Затем к власти опять вернулась Джованна II, народ освободил ее в 1416 году из полного заточения, в котором держал ее муж Джакомо делла Марка. В 1438 году у власти была Изабелла Лотарингская от имени своего мужа Рене Анжуйского. В 1377 году Альфонс Арагонский, известный под именем Альфонса Великодушного, взял власть в свои руки. Новый правитель восстановил утраченное Неаполем первенство в культурном и архитектурном плане. Именно по его приказу была возведена триумфальная арка Нового Замка. Но на протяжении всего времени правления Альфонс оставался иностранным правителем Неаполя, окруженным в основном каталонскими советниками и испанскими монахами. Потом у власти был его сын Ферранте, который скончался в 1494 году. В это время Карл VIII готовил вторжение в Италию. При помощи Лодовико Сфорца и поддержки Флоренции французы захватили Неаполь без всяких проблем, но тут же были вынуждены и покинуть территорию королевства. Власть в королевстве согласно договору досталась испанцам. С 1503 по 1707 гг. начался испанский период, когда Неаполь фактически потерял свою независимость и стал второстепенной державой. Испанский Неаполь в XVII в. находился в тесном контакте с Римом. Когда со смертью папы Сикста V остановились градостроительные работы, в Неаполь направили Доменико Фонтана. Он проложил новую дорогу вдоль побережья, расширил некоторые центральные улицы. Неаполитанская художественная школа XVII в. была наиболее значимой после Рима. Одним из ключевых моментов стал приезд в Неаполь Караваджо в 1607 году, когда он написал «Бичевание Христа» и «Семь дел милосердия». Конец испанского господства и образование Королевства двух Сицилий создали противоречивую ситуацию в Южной Италии.
В 1707 -34 гг. Неаполь был под властью австрийцев. В 1734 года город занял Карл VII Бурбонский, оставивший заметный след в истории Неаполя. В 1799 году город захватил Наполеон и была провозглашена Партенопейская республика. 1806 Наполеон передал власть над Неаполем своему брату Жозефу Бонапарту, которого в 1808 году сменил зять императора Иоахим Мюрат. 1820 год считается годом официального рождения преступной организации, называемой камора. Именно в этот год появилась Bella Societa Riformata. Неофициально организованная преступность в Неаполе восходит к временам испанского господства XVI в. Все районы Неаполя контролируются различными кланами. Периодически между кланами вспыхивают файды – война кланов за территорию. Например, в 2004-2005 гг. была большая файда за контроль наркотраффика в периферийных кварталах Неаполя, в том числе на площади Скампия (piazza Scampia) – самой большой площади Европы, где осуществляется торговля наркотиками. Само слово «каморра» появилось в 1735 году, «capo» – босс и «morra» - уличная игра. 1860 году Гарибальди вошел в город, присоединив Неаполь к объеденной Италии. Во время Второй мировой войны Неаполь был важным стратегическим пунктом и часто подвергался бомбардировкам. Сейчас Неаполь – один из крупнейших итальянских городов, сохранивший свое историческое и культурное наследие, переживающий тяжелые моменты в виде организованной преступности, безработицы, загрязнения городских улиц. Тем не менее, Неаполь– один из самых колоритных и самобытных итальянских городов . Его можно либо любить, либо ненавидеть, но посетить, хотя бы однажды, стоит.
Испанские кварталы
Кварталы появились в XVI в. когда началось испанское господство, занимая 765 тысяч квадратных метров, они растянулись между corso Vittorio Emanuele и Via Toledo. Испанские кварталы сразу же приобрели дурную славу, проституция и преступность процветали на узких грязных улицах. Не смотря на это, испанские кварталы являются ярким примером неаполитанской жизни, шумной, хаотичной, немного неопрятной, но живописной и динамичной. Здесь находятся характерные «низкие» дома, которые расположены на первом этаже и имеют выход прямо на улицу, дверь служит и окном. Жилье для бедняков, для тех, кто не может позволить себе лучшего. Сейчас многие «низкие» дома переделывают в мастерские и гаражи, но старые люди продолжают жить в своих квартирках, состоящих из полу-кухни и комнаты со столом и кроватью, распахивая дверь прямо на узкую улочку и отгораживаясь от любопытных прохожих легкой занавеской. В настоящее время в испанских кварталах проживает около 14 тысяч человек.
В последнее время в «низких» домах принято открывать траттории, обычно это семейные заведения, чистенькие и предлагающие блюда местной кухни – суп из мидий, спагетти со свежими помидорами и базиликом, жареная треска и известные неаполитанские сладости. Кроме этого в испанских кварталах находятся великолепные дворцы и церкви.
Античная пиццерия Pizzeria da Michele (да Микеле)
Направо отходит улица Via Cesare Sersale. В доме 1 по этой улице расположена античная пиццерия Pizzeria da Michele (да Микеле), которую очень любят местные жители. У входа всегда толпится народ, взяв квиток с номером, надо дождаться пока официант выкрикнет твой номер, тогда можно зайти внутрь. Здесь встречает огромная печь, где выпекают главное блюдо меню – пиццу. По легенде родина пиццы - Неаполь. В далеком 1899 году владелец пиццерии "Бранди" Раффаэль Эспозито впервые приготовил пиццу Маргариту, представляющую собой итальянский триколор: красные помидоры, белый сыр моцарелла и зеленый базилик. Королева Маргарита высоко оценила пиццу, с тех пор рецепт остается неизменном, а популярность этой пиццы не падает! В пиццерии да Микеле всегда полно народу, столики стоят близко друг к друга и кажется, что все сидят за одним большим столом, что сближает и способствует беззаботной болтовни с соседями. В меню два классических вида пиццы - маргарита и маринара. (Пицца нормального размера стоит 3.5 евро)
Кафедральный собор (via Duomo, 149).
Собор был построен в конце XII века, в нем хранятся легендарные мощи Святого Януария, святого покровителя Неаполя: глава мученика и его несвертывающаяся кровь в двух сосудах. Три раза в год совершается чудо – кровь разжижается и даже иногда вскипает. Происходит это в субботу перед первым воскресеньем мая, когда голова и ампулы с кровью переносят крестным ходом в собор Санта Кьяра, там мощи находятся 8 дней; 19 сентября – мощи выставляются в соборе на 8 дней; 16 декабря – на 1 день. В соборе хранятся многочисленные предметы искусства, самые ценные из которых собраны в капелле сокровищ Сан Дженнаро, выполненной в стиле барокко. Здесь выставлены серебро, ювелирные изделия, картины, дарившиеся святому на протяжении веков. Расписание: со вторника по субботу 9.00-18.30, праздники – 9.30 –19.00. В понедельник открыт только по заявкам.
Церковь Джироламини (Chiesa dei Girolamini).
Выйдя из собора, свернем налево. Совсем рядом, на пересечении via Duomo и via dei Tribunali расположена одна из самых больших церквей Неаполя - церковь Джироламини (Chiesa dei Girolamini).
Это важный религиозный, исторический и художественный комплекс, который включает в себя картинную галерею (первую публичную галерею Неаполя), богатую библиотеку, монастырь, два дворика и две великолепных часовни. Среди живописных работ стоит отметить произведения Гуидо Рени и Лука Джордано, до 1907 года здесь хранилась полотно Корреджио, сейчас полюбоваться на него можно в галерее Каподимонте. В церкви Джироламини есть подземная крипта, которая слывет таинственным местом. Первая комната крипты служила местом погребения священников, а во второй хранятся кости и черепа, которые были объектами поклонения. Согласно легенде, это подземелье служило лабораторией для Раймондо де Сангро – известного эзотериста, алхимика, масона, образованного и влиятельного человека, о котором мы поговорим позже. К сожалению, подземелья практически всегда закрыты. Вход в дворики церкви расположен на via Duomo № 142. Маленький дворик с колодцем в центре покрыт керамической плиткой. Другой дворик с апельсиновыми деревьями, носит название дворика Апельсиновой рощи.
Улица Via Tribunali
Выйдя из церкви, свернем направо на via Tribunali. Via Tribunali – главная улица античного города – большая декумано. Это самая живописная, древняя и загадочная часть Неаполя. Лабиринт узких, темных улиц, растянутое над головой белье, кучи пестрого мусора, Мадонна на углу хитро улыбается, подмигивает и ты понимаешь, что ни одна карта тебе не может найти верный путь...но здесь это и не надо... Via Tribunali обычно полна людей, шума, увлекает узкими длинными улицами, переулками, в которые ты ныряешь, не зная где окажешься – в тупике или на красивой площади. По утрам грузчика на маленьких тележках развозят товар, кричат владельцы магазинов. Позже в пиццериях начинают растапливать печи...
Здесь хочется упомянуть еще об одной исторической пиццерии Неаполя – pizzeria di Matteo (94, Via Dei Tribunali). Пусть вас не пугает слегка обшарпанный вид и очередь на входе, здесь готовят одну из самых вкусных и разнообразных пицц Неаполя!
Базилика Сан Паоло Маджоре (Basilica San Paolo Maggiore)
Совсем рядом - небольшая площадь Гаетано (piazza Gaetano), на которой находится базилика Сан Паоло Маджоре (Basilica San Paolo Maggiore), во времена Древнего Рима здесь располагался форум, а еще раньше греческая Агора – рыночная площадь. Базилику возвели на руинах храма Диоскуров, от которого сохранились две колонны, вписанные в фасад здания. В базилики хранятся великолепные художественные работы, среди них «Ангел-хранитель» работы Доменико Антонио Ваккаро (XVIII в.). При осмотре базилики не забудьте заглянуть в дворик, где находится колодец с самой холодной водой во всем Неаполя. По крайней мере, так говорит людская молва.
Подземный Неаполь
С левой стороны от базилики на площади Гаетано за неприметной оградой находится вход в «Подземный Неаполь». Это совсем другой таинственный мир, настоящий подземный город, ядро которого образовалось 5 000 лет назад, когда греки пробили первые пещеры, чтобы добывать туф для жилищ и храмов. Позже вырытые пещеры греки использовали в качестве катакомб для захоронений. Во времена римской эпохи стали появляться подземные галереи, соединяющие между собой разные точки города, грандиозный акведук и цистерны для сбора воды. К одной из таких цистерн ведет узкий и длинный туннель, где в полный рост может уместиться только очень худенький гном, а людям приходит продираться по каменному коридору боков и согнувшись в три погибели. В качестве награды – одно из самых зловещих и мрачных мест подземного Неаполя, сырое, мокрое и холодное, где слышны лишь звуки капающей воды.
В начале 1600-х гг. старый акведук и цистерны уже не могли удовлетворять потребностям разросшегося города, и была построена новая система акведуков, которая использовалась до 1885 года, она снабжала водой дома и предприятия Неаполя, используя колодцы, соединявшиеся с подземными резервуарами. Многие трубы, проложенные в древних туннелях, все еще используются и в наши дни. Во время второй мировой войны подземелья использовали как бомбоубежище. Здесь прятались десятки тысяч людей, многие их них провели под землей несколько недель. Самая низкая точка этой части подземелья находится на глубине 40 метров. Здесь держится постоянная температура. В средние века это был монастырский погреб, где хранили вино и продукты. Ботанический эксперимент: эти растения живут без воды, освещенные искусственным светом, их постоянно навещают ученные. Посетить можно далеко не ко всем подземельям. Многие из них недоступны и находятся в ужасном состоянии, к некоторым нет доступа, потому что жители используют их в качестве подвалов.
Церковь Сан Грегорио-Армено (San Gregorio Armeno).
От площади San Gaetano отходит via San Gregorio Armeno – улица, знаменитая тем, что здесь расположены мастерские по изготовлению фигурок для рождественских вертепов. Эта традиция сложилась исторически, когда-то здесь находился храм, посвященный Церере, и местные жители приносили в дар богине маленькие фигурки из терракоты, которые изготавливались в мастерских по соседству. Но традиция собирать рождественский вертеп сложилась позже в конце XVIII в. На улице находится церквь Сан Грегорио-Армено (San Gregorio Armeno).
Церковь возвели на руинах храма, посвященного Церере в 930 году. Святой Георгий Армянский, в честь которого названа церковь, был патриархом Армении с 257 по 331 гг. В народе храм называют церковью святой Патриции, которая после смерти святого Георгия, сохранила его реликвии. Похоронена святая Патриция в этой церкви, она покоится в ценном реликварии из серебра и золота. Еще в XII веке заметили, что тело святой выделяет манну, которая собирается на внутренних стенках надгробия, особенно благоприятный день для этого чуда понедельник, а также день святой Патриции 25 августа.
Кафе Nilo
Прогулявшись по via San Gregorio Armeno, свернем в один из узких переулочков vico San Nicola a Nilo и выйдем на Via San Biagio Dei Librai.
Рядом - кафе Nilo. Культ кофе в Неаполе силен, как по всей Италии, на нашем пути встретилось множество кафе, но мы пришли именно сюда, потому что здесь можно не только выпить кафе алла ноччьола, но и увидеть культовое для всех футбольных болельщиков место – алтарь Марадоны. Когда-то алтарь находился на улице, но в целях защиты от вандалов его перенесли в кафе. Хотя вполне возможно, что хитрые неаполитанцы решили, что с ликом «лучшего футболиста мира» Марадоны кофе будет продаваться лучше. На алтаре собраны фотографии Марадоны, заметки и даже волосы футболиста. Для неаполитанских тифози – это символичное и особенное место.
Надпись под алтарем гласит: «Сделал фото и не купил кофе? Твой фотоаппарат может упасть из рук и разбиться. Очень жаль…ты меня понял?»
Церковь Санта Мария-делле-Аниме-делль-Пургаторио-ад-Арко (Santa Maria delle Anime del Purgatorio ad Arco).
По vico Fico Al Purgatorio вернемся на via Tribunali. Здесь в доме 349 церковь Санта Мария-делле-Аниме-делль-Пургаторио-ад-Арко (Santa Maria delle Anime del Purgatorio ad Arco). Длинное название переводится как церковь Святой Марии, покровительницы душ в Чистилище и Арка. Церковь является примером неаполитанского барокко. Она была возведена в 1616 году по проекту Джованни Кола ди Франко и Джован Джакомо Ди Конфорто. Церковь была основана группой богатых синьор, которые ставили своей целью освобождать из тюрьмы бедняков, которые не могли расплатиться со своими долгами, хоронить нищих и одевать нуждающихся из близлежащих кварталов. Иногда церковь называют просто «Чистилище и Арка». Арка является географическим определением, недалеко возвышалась средневековая башня на перекрестке via Tribunali и vie Nilo с Atri. Башня была снесена, но название сохранилось. На фасаде церкви изображены похоронные мотивы, черепа и кости. Под церковью находится подземелье, где делали захоронения. В нишах располагались надгробия, а в землю закапывали самых бедных.
Капелла Сан-Северо La Cappella Sansevero
Пройдем по via Tribunali и свернем на via Nilo, а дальше – на via Francesco De Sanctis.
Капелла Сан-Северо – знаменитая усыпальница знатного семейства Сангро, построенная в 1590 году и пережившая ряд значительных усовершенствований в последующие века. В XVIII веке Раймондо де Сангро, седьмой князь Сан-Северо провел значительную реконструкцию капеллы, придав ей тот вид, который можно наблюдать сегодня. Будучи человеком широких взглядов и познаний Раймондо де Сангро привлек к обустройству капеллы многих видных мастеров, однако настоящей жемчужиной собрания стала статуя Христос под плащаницей (известная также, как Христос под саваном).
Здесь находится Капелла Сансеверо (Cappella Sansevero) – одна из самых важных религиозных построек Неаполя.
К ней прилегает дворец благородного семейства Сансеверо, отделенный узким переулком. Переброшенный мостик позволял попадать в церковь прямо из дворца. Это место окружено легендами и тайнами. Одна из них рассказывает, что церковь возвели на месте древнего храма, посвященного Изиде. Другая легенда говорит о человеке, которого невинно осудили, проходя мимо обрушившейся стены, он увидел чудодейственный образ Богородицы «Пьета» (или «Пьетелла из-за небольшого размера). Это так его поразило, что он поклялся преподнести образу дар, если его оправдают. Невиновный был оправдан и исполнил свой обет. Сейчас образ «Пьетелла» находится в главном алтаре. Строительство капеллы началось в 1593 году. Она служила частной усыпальницей благородного семейства Сангро, носивших титул князей Сансеверо. Современный вид и мистическую славу церковь приобрела в XVIII в. при седьмом князе Сансеверо Раймондо де Сангро, который лично руководил постройкой капеллы. Раймондо де Сангро был интересной и разносторонней личностью. Натуралист, философ, астроном, поэт, солдат, алхимик, а также масон и Великий Магистр всех неаполитанских лож. Про него ходили невероятные слухи по всему Неаполю. До сих пор вопрос о том, чем является капелла Сансеверо – церковью или масонским храмом, остается открытым. Но точно известно, что капелла построена по масонским канонам. Раймонд позвал самых известных и титулованных скульпторов и художников того времени, так как это был особый проект с четкими инструкциями. В результате получилась маленькая жемчужина в стиле позднего барокко, наполненная многочисленными великолепными произведениями искусства - скульптурами, мрамором, фресками и золотом. Особый интерес представляет огромная фреска на потолке, известная как «Рай Сансеверо», созданная в 1749
году Франческо Мария Руссо. Ее яркие и живые краски не потускнели со временем.
Другие важные произведения: «Христос под плащаницей», «Целомудрие», «Избавление от чар», а также надгробные плиты в виде аллегорических добродетелей. «Христос под плащаницей» работы скульптора Джузеппе Санмартино (1753 год) – самое известное произведение, являющееся шедевром барочного искусства. Тонкая плащаница покрывает тело Христа, только что снятое с креста. «Целомудрие» работы Антонио Коррадини (1752 год) представляет собой надгробный памятник матери князя Раймондо – Чечилии Гаэтани дель Авила д'Арагона, умерший после родов в возрасте 23 лет. «Избавление от чар» - памятник отцу князя Раймондо – Антонио де Сангро, работы Франческо Квироло (после 1757 года). Антонио де Сангро после смерти молодой жены вёл бурную и беспорядочную жизнь, оставив своего сына Раймондо на воспитание деду. Впоследствии Антонио раскаялся и принял сан священника. Надгробие наполнено символами: человек, разрывающий цепь – символ греха, ангел, помогающий человеку – символ веры. Кроме того, здесь присутствуют масонские знаки – глобус, пламя. Над основным входом расположен памятник Кекко де Сангро – офицеру армии Филиппа II, работы Франческо Челебрано. По легенде, Кекко в течение двух недель симулировал смерть, чтобы ввести в заблуждение врагов. Кекко изображен выбирающимся из гроба, в латах и с оружием. Вся композиция памятника представляет собой алхимический символ свинца. Под капеллой расположена крипта, которая должна была использоваться в качестве усыпальницы последующих поколений семьи. По этот проект не был реализован. Сейчас в крипте в двух стеклянных витринах выставлены в вертикальном положении мумифицированные тела мужчины и женщины, которых препарировали под руководством князя Раймондо. Его скелеты увиты плотной сеткой артерий и вен, сердце и капилляры, вся кровеносная система полностью сохранилась. До сих пор непонятно, как это удалось сделать. Музей Капелла Сансеверо Via Francesco De Sanctis, 19/21 Рабочие дни: 10.00-17.40 Воскресенье и праздничные дни: 10.00-13.10 Закрыто в понедельник. Билет 7 евро. С дворцом Сансеверо связана мрачная легенда о призраке Марии д'Авалос. Произошла история в XVI веке. Красавица Мария и герцог Адрии Фабрицио Карафа завели любовные отношения, которые быстро стали достоянием всего Неаполя. Любовная история – обычное дело, но Мария Д'Авалос была супругой Карло Джезуальдо, принца Венозы и известного сочинителя мадригалов, влюбленного в очаровательную, но неугомонную Марию до беспамятства. Мария и Фабрицио стали тайными любовниками, но в Неаполе нельзя утаить секретов и слухи стали расползаться по городу как тараканы. Дон Карло не замечал или не хотел замечать любовной интрижки жены. Но все видели и все знали. 17 октября 1590 года Мария и Фабрицио придавались любви в одной из комнат великолепного палаццо Сансеверо, когда Дон Карло сорвал дверь с петель и ворвался к двум любовникам, застав их врасплох. Взбешенный увиденным, принц достал свой кинжал и стал наносить удар за ударом в обнаженные тела. Потом истерзанные мертвые тела любовников были выставлены перед дворцом, чтобы показать всему Неаполю, что честь принца отомщена. Но с тех пор, в безлунные ночи призрак красавицы Марии можно увидеть между обелиском Сан Доменико Маджоре и входом в палаццо Сансеверо. Но и жизнь Карло Джезуальдо не была спокойной, он страдал от боли утраты и провел в муках 17 лет, его тело находится в церкви Джезу Нуово (к которой мы и направляемся) в Неаполе.
Церковь Сан Доменико Маджоре
На piazza S. Domenico Maggiore находится одна из самых интересных базилик Неаполя - церковь Сан Доменико Маджоре. Она была возведена в 1283-1324 гг. в стиле ранней готики по воли Карла II Анжуйского. Церковь принадлежала доминиканцем. В XV в. при церкви и монастыре находилась большая и значимая библиотека, в которой хранились труды Аристотеля, Сенеки, Овидия, Цицерона. В XIX веке коллекцию книг разделили, часть из них находится в Городской библиотеке, другая – в библиотеке Университета. Богатое внутреннее убранство церкви поражает роскошью и красотой, здесь хранятся работы Томазо де Виво, Фра Бартоломео дела Порта и других. Церковь окружают дворцы в стиле барокко и эпохи Возрождения. Напротив главного входа церкви находится широкий дворик vicolo San Domenico, здесь расположена одна из самых знаменитых кондитерских Неаполя Scaturchio, где можно попробовать известные неаполитанские сладости сфольятелле, баба и другие.
Церкви Санта Кьяра (Basilica di Santa Chiara) и Джезу Нуово (Gesu Nuovo)
Свернем на via Benedetto Croce, которая составляет часть младшего декумано (напомним, что via Tribunali – это большая декумано) – одна из трех улиц, проложенных древними греками при строительстве города. Младшая декумано делить Неаполь с севера на юг. В народе эту часть города называют Спакканаполи. На просторной площади piazza del Gesu’ Nuovo находится сразу несколько церквей.
Постройка готической церкви Санта Кьяра (Basilica di Santa Chiara) началась в 1300 году по приказу Роберта Мудрого Анжуйского и его жены Санции.
В XVIII в. церковь расширили и придали барочные черты. В ходе бомбардировок во время второй мировой войны церковь пострадала, взрыв разрушил много интересных живописных творений. Сохранилась усыпальница Роберта Мудрого (1343), за главным алтарем, работы братьев Джованни и Пачио Бертини из Флоренции. А также захоронения членов королевского дома Бурбонов - Фердинанда I, Франциска I, Фердинанда II. Если пройти через двор налево от церкви, то можно попасть в монастырь и осмотреть великолепный дворик, выложенную из майоликовых плит.
Церковь Джезу Нуово (Gesu Nuovo) - пример неаполитанского барокко. Ее фасад, украшенный рельефами в виде маленьких пирамидок, создает узор, имитирующий стену дворца эпохи Возрождения. Это общий фасад церкви и дворца Сансеверо. Церковь имеет уникальную внутреннюю планировку. Цветной мрамор и яркие фрески, кажется, поднимаются вверх к куполу. Сразу же над главным порталом, внутри церкви, написана большая фреска Франческо Солимены (1725).
Затем спускаемся по via Calata Trinita Maggiore до площади Монтеоливето (piazza Monteoliveto), где в центре возвышается бронзовый Карл II Испанский.
Дальше по via Monteoliveto и via Medina, до piazza del Municipio.
Piazza del Municipio (площадь Муниципалитета)
Piazza del Municipio (площадь Муниципалитета) окружают здание Мэрии, возведенное для правительства Бурбонов в 1825 году со встроенной церковью святого Джакомо, Анжуйская крепость и сад Королевского дворца. Решетки сада украшают две скульптуры «Укротители коней», изваянные в России. Царь Николай I подарил их в 1846 году королю обеих Сицилий Фердинанду II в знак оказанного ему гостеприимства. Это копии коней Клодта, стоящих в Санкт – Петербурге на Аничковом мосту. В центре площади в 1897 году поставлен конный памятник королю Витторио Иммануилу II. По ночам здесь частенько собираются девушки «легкого поведения». Мэр города хотел организовать «квартал красных фонарей», но в Неаполе существуют и более серьезные проблемы. Поэтому девушки остались на улице.
Новый замок
был возведен Карлом Анжуйским в 1266 году. Замок служил королевской резиденцией вплоть до 1799 года. В этом замке проживали две легендарные королевы-тезки. Джованна I – внучка Роберта Мудрого. Ее первый муж Андрей Венгерский претендовал на королевский титул и вскоре был обнаружен задушенным. Все указывала на то, что он был убит по приказу королеву Джованны I, тем более, что их супружеские отношения оставляли желать лучшего. Через год в 1346 году Джованна вышла замуж за одного из подозреваемых в этом убийстве – Людовика Тарентского. Но через несколько лет состоялось беспристрастное расследование убийства. Джованну признали участницей убийства, но не виновной. Такой мягкий приговор вынесли, потому что умная Джованна продала папе Клименту VI за ничтожную сумму Авиньон, который стал местом постоянной папской
резиденции. Джованна I оставалась на престоле до 1382 году, пока не была задушена. Джованна II вошла в историю, как последняя неаполитанская королева из Анжуйского семейства и, как очень любвеобильная женщина, принимающая у себе в алькове множество любовников всех возрастов и социальных слоев.
Дальше via San Carlo приводит к театру Сан Карло – одному из важнейших оперных театров Европы. Он был построен по приказу короля Карла Бурбонского в 1737 г., но в феврале 1816 г. сгорел при пожаре, после которого был реконструирован за шесть месяцев по проекту Антонио Никколини.
Площадь Триеста и Тренто (Piazza Triesta e Trento) с фонтаном в центре – ключевая площадь Неаполя.
Отсюда два шага до центральной площади Плебишито (piazza Plebiscito). Но задержимся, чтобы зайти в историческое и самое известное историческое кафе Неаполя «Гамбринус» и заглянуть в галерею Умберто I.
«Гамбринус» – историческое кафе в самом центре Неаполя, которое является ровесником Италии. В 1860 году на первом этаже палаццо Форестерия было открыто «Гран Кафе», выходящее на piazza Plebescito и Королевский дворец. Кафе очень быстро стало самым популярным местом среди литераторов, политиков и людей искусства. Такая слава требовала держать высокий уровень и, действительно, в кафе продавались лучшие пирожные и мороженое, а баристы приезжали со всей Европы в поисках работы в «королевском» кафе. Но в 1885 году «Гран кафе» настиг кризис, оно было на грани закрытия, и тогда нашлись люди, которые вдохнули в историческое заведение новые силы, сделав его почти художественной галерей, пригласив для оформления художников и мастеров. Обновленное кафе стало называться «Гран Кафе Гамбринус», в честь фламандского короля – изобретателя пива. По замыслу, кафе должно было объединить два напитка: холодное светлое пиво и горячий темный кофе. «Гран Кафе Гамбринус» открылось в 1890 году и сразу завоевала популярность. Королевская семья, политики, журналисты, литераторы и артисты приходили в кафе, чтобы обсудить новости, идеи, прочитать стихи и просто пообщаться. Сейчас стоит зайти в «Гамбринус», чтобы выпить крепкого неаполитанского кофе и вспомнить ушедшую Прекрасную эпоху, когда эти стены видели Оскара Уайльда, Эрнеста Хемингуэя, Жан Поля Сартра и других. А также просто насладиться кофе, пусть это будет традиционный неаполитанский «кафе алла ноччьола», с прекрасной выпечкой – сфольятелли.
Галерея Умберто I (Galleria Umberto I) была построена в 1887 г. в стиле неоклассицизма по проекту, аналогичному его старшему брату в Милане. Архитекторы спланировали здание так, чтобы избавиться от узких улочек, пользующихся плохой славой. Крестообразная ажурно-резная галерея всегда наполнена светом. Здесь расположены дорогие магазины, бутики, приятные кафе и рестораны. Неаполитанцы очень суеверны: традиционные красные перчики, приносящие удачу – один из самых сильных талисманов. Но даже если просто постоять на своем знаке зодиака, выложенном на полу галереи, можно ухватить кусочек фортуны.
Площадь Плебишито (piazza Plebiscito).
Просторную площадь обнимает колоннадой церковь Сан-Франческо-ди-Паола (Chiesa di San Francesco di Paola), возведенная в 1817-32 гг. Базилика была построена в знак торжества над наполеоновской Францией. Напротив расположен Королевский дворец.
Королевский дворец был построен в 1600 г. по проекту Доменико Фонтана. Грандиозный, величественный и важный он был одной из четырех резиденций Бурбонов во время королевства Двух Сицилий. Фасад растянулся на 169 метров, в нишах установлены статуи неаполитанских монархов в хронологическом порядке, начиная от Роджера Норманнского, заканчивая Витторио Эммануилом II.
Недалеко отсюда находится легендарная пиццерия Brandi, где впервые сделали пиццу «Маргариту». (Salita S. Anna di Palazzo, 1/2, www.brandi.it) Пройдем вдоль набережной. Обратим внимание на фонтан «Непорочного зачатия Девы Марии» работы Бернини-отца.
Кастель-дель-Ово (Castel dell Ovo)
Совсем рядом расположен замок в форме яйца Кастель-дель-Ово (Castel dell Ovo) и вдоль по набережной проходит улица Партенопе (Via Partenope), где расположены наиболее дорогие гостиницы, обращенные к морю. Маленький островок Магариде, где находится замок Яйца, был тем самым местом, откуда начался Неаполь. Согласно легенде, сюда было выброшено тело сирены Партенопы, после того как ее пение услышал Одиссей. Замок Яйца возвели около 1128 года и с ним связана самая странная легенда Неаполя. Поэт и маг Вергилий вложил в специальную амфору заколдованное яйцо. Амфору он поместил в железную клетку, а над ней построил замок. Если верить Вергилию, то замок, как и город, не может быть разрушен, пока не разобьется заколдованное яйцо. Отсюда и странное название замка. Легендарный замок становился пристанищем для многих известных исторических личностей. В 475 году в замке принимали последнего императора Рима – мальчика по имени Ромул Август. Его заставили отречься от престола и сослали на виллу Лукулла на берегу Неаполитанского залива. В 1608 году замок стал темницей для самого известного итальянского утописта Томмазо Кампанелло – философа, написавшего «Город солнца», в котором он выдвигал идею идеального города. В XIX в. заключенными были носители революционных идей – якобиты, карбонарии и либералы, среди которых Франческо Де Санктис, Карло Поерио и Луиджи Сеттембрини. В качестве почетных гостей в замке останавливался Франческо Петрарка. Часы работы: пн-пт 8:00-19:00; выходные 8:00-14:00
Квартал Кьяйя (Chiaia).
Такое забавное название на смеси латинского, каталонского и неаполитанского означает «пляж». Квартал родился в XVI в. за городской стеной. Это совсем другой Неаполь. Неаполь роскошных магазинов, дорогих ресторанов и великолепных дворцов.
От Piazza della Vittoria начинается городской сад, бывший Королевский сад. Здесь приятно пройти среди фонтанов, беседок, ухоженных дорожек.
Отсюда фуникулер ведет на холм Вомеро, где расположен Национальный музей ди Сан-Мартино (Museo Nazionale di San Martino), находящийся в картезианском монастыре. В 90 залов находится коллекция картин, мебели, керамики и костюмов.
Замок св. Эльмы (Castel Sant Elmo)
Отсюда из замка св. Эльмы (Castel Sant Elmo) открывается панорама Неаполя. Замок возвели в 1329 году, долгое время он служил тюрьмой для политических заключенных.
Вернуться обратно в центр на фуникулере

Комментариев нет:

Отправить комментарий